|
|||||||||
|
|
||||||||
22.09 - 09:55
Транскраниальная стимуляция переменным током на время смягчила дислексию| Медицина
![]() Нейробиологи доказали причинно-следственную связь между нарушением гамма-ритмов в слуховой коре и трудностью восприятия фонем при дислексии. С помощью транскраниальной стимуляции переменным током ученые восстановили эти ритмы, и пациенты с дислексией на время стали лучше различать фонемы и читать с меньшим числом ошибок. Статья опубликована в журнале PLoS Biology. Люди с дислексией плохо могут читать или писать, то есть сопоставить фонемы (звуки) с графемами (буквами). Точная этиология заболевания неизвестна, но наиболее вероятной причиной считают фонологический дефицит — неспособность выделять из слогов и называть отдельные фонемы. Чтобы различать короткие звуки, необходимо, чтобы слуховая система могла воспринимать сигналы длительностью 30-40 миллисекунд. Теоретические расчеты показывают, что такой частоте дискретизации соответствуют нейронные ритмы около 25-35 герц, и именно в этом диапазоне ритмы левой слуховой коры (там находится центр восприятия речи) нарушены у людей с дислексией. Кроме того, у таких пациентов нарушена межполушарная асимметрия при восприятии речи — морфологически левая слуховая кора развита слабее, и левое полушарие реагирует на речь менее выраженно, чем в норме. Такие отклонения асимметрии коррелируют с фонологическим дефицитом, а значит, дислексия может быть результатом нарушения медленных гамма-ритмов в слуховой коре. Нейробиологи из США, Франции и Швейцарии под руководством Сильвии Маркезотти (Silvia Marchesotti) и Анн-Лиз Жиро (Anne-Lise Giraud) из Женевского университета решили установить причинно-следственную связь между дислексией и гамма-ритмами слуховой коры. Для этого ученые восстановили эти ритмы с помощью неинвазивного метода — транскраниальной стимуляции переменным током. 30 добровольцам (15 с дислексией и 15 нормально читающим) в течение 20 минут током не более двух миллиампер с частотой 30 или 60 герц стимулировали левую слуховую кору — предполагалось, что такое воздействие запустит нейронные ритмы той же частоты. До стимуляции, сразу после и через час испытуемые проходили ряд тестов на чтение и восприятие фонем. Кроме того, до и после электрической стимуляции с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) оценивали активацию слуховой коры при восприятии чистых звуковых тонов частотой от 28 до 64 герц. У пациентов с дислексией мощность сигнала ЭЭГ на 30 герцах в левой слуховой коре была слабее, чем у людей без дислексии (p < 0,05), но в правом полушарии была одинаковой. После стимуляции с частотой 30 герц мощность этого ритма повысилась в левой верхней височной извилине у добровольцев с дислексией (p < 0,01), а доминирование левого полушария в задачах на восприятие звука было восстановлено. У здоровых участников или при стимуляции с частотой 60 герц активность слуховой коры на 30 герцах не изменилась. После стимуляции пациенты стали лучше различать фонемы (но не слоги) и читать с меньшим количеством ошибок (p < 0,05). Улучшение было более выраженным у тех, кто изначально читал плохо, а отличные чтецы после стимуляции стали читать слегка хуже. Скорость же чтения в результате процедуры не улучшилась, а даже немного снизилась. Правда, через час эффект от стимуляции уже не смогли обнаружить — как правильность чтения, так и способность различать фонемы вернулись к базовому уровню. Ученые впервые доказали причинно-следственную связь между медленными гамма-ритмами в слуховой коре и способностью выделять фонемы, а также показали, что ритмы такой частоты связаны именно с обработкой фонем, но не целых слогов. Результаты открывают новый подход к корректировке или хотя бы смягчению проявлений дислексии на нейрофизиологическом уровне. Транскраниальная стимуляция переменным током — относительно малоизученный метод, однако его пробуют применять для решения разнообразных задач. Например, восстановление синхронизации альфа-ритмов в лобных долях с помощью переменного тока помогает облегчить симптомы депрессии. Алиса Бахарева https://nplus1.ru/ Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
What to do if water gets in your ear: useful tips and actionsMany of us have encountered a situation where water gets into our ear, especially while swimming, swimming in a pool or taking a shower Что делать, если в ухо попала вода: полезные советы и действияМногие из нас сталкиваются с ситуацией, когда вода попадает в ухо, особенно во время купания, плавания в бассейне или под душем Що робити, якщо у вухо потрапила вода: корисні поради та діїБагато з нас стикаються з ситуацією, коли вода потрапляє в вухо, особливо під час купання, плавання в басейні або під душем Новый метод облегчения состояния при метеозависимостиМетеозависимость – это состояние, которое влияет на здоровье человека при изменении погоды Nowa metoda łagodzenia skutków uzależnienia od pogodyUzależnienie od pogody to stan, który wpływa na zdrowie człowieka, gdy zmienia się pogoda |
|||||||||
|