|
|||||||||
|
|
||||||||
21.07 - 20:28
Как помочь ребенку, если его обижают одноклассники| Семья
СМИ почти ежедневно рассказывают истории о детях, которые покончили с собой из-за унижений или были избиты одноклассниками до полусмерти. Учителя в массе своей считают, что никаких рычагов воздействия на детей у них нет, а дети нынче пошли жестокие. Ну как можно бороться со всемирным злом? А вот как.
Что может школа
Школа может сделать очень многое. Особенно — при поддержке государства. Например, в Норвегии 20 лет применяется (и с 2001 года имеет статус приоритетной общенациональной программы) разработанная ученым Ольвеусом программа по созданию нормальной школьной среды: уважительной, теплой, с установленными границами поведения, но некарательными последствиями нарушения этих границ. Применение программы Ольвеуса на 30—50% сокращает число жертв травли и снижает уровень вандализма, воровства, пьянства и прогулов.
Подобные программы работают и в других странах. В Великобритании есть целое общество Bullying UK (bullying — травля по-английски), которое обучает педагогов правильно справляться со школьной травлей. Во многих школах принята концепция «нулевой терпимости» — ученики обязуются не терпеть рядом с собой травлю: школа должна быть местом, безопасным для всех. Для этого разработаны специальные программы помощи — и жертвам травли, и детям с проблемным поведением, то есть потенциальным обидчикам.
Судя по британским СМИ, травля продолжает оставаться серьезной школьной бедой, однако проблема признается и решается на национальном уровне. В России же государство и школа уже лет двадцать как отказались от идеи воспитывать учеников: это дело семьи, а дело школы — академическая подготовка. И что делать с проблемными детьми — в школах обычно просто не знают. Что может учитель «От учителя зависит очень многое, — считает детский психолог Евгения Пайсон. — Если он в корне пресекает любые насмешки и умеет создать партнерские отношения в классе — травли не будет, даже если жертва сама провоцирует обидчиков. Знаю учительницу, у которой в классе не травят даже самых странных, самых проблемных детей. А у другой — постоянно кого-нибудь изводят». Некоторые учителя не только не останавливают травлю, но молчаливо ее одобряют и даже провоцируют: им легче, когда неудобного ученика осуждает весь класс. Родителям можно сказать: дети не хотят с ним учиться, забирайте. Но именно учитель должен видеть травлю, разбираться в ее причинах и пресекать. Именно он должен работать над психологическим климатом в классе. Для тех, кто готов решать проблему, есть в продаже и выложено в интернете пособие «Я не дам себя обижать» (автор Е. И. Лернер) — неплохой материал для работы с 7—10-летними. Обязательно надо работать с обидчиками, причем по одному, разбивая стаю на одиночек: ответственность тут не коллективная, а лично каждого. Выяснять (лучше со школьным психологом), зачем они это делают: для самоутверждения, для сведения счетов, от скуки, ради удовольствия? — и искать приемлемые способы решения. Все осложняется тем, что в современной российской школе никакой системы воспитательных мер нет, и на детей младше 15 лет воздействовать практически нечем. Только при правонарушениях — спецшкола по решению суда. После 15 — можно исключить. При наших реалиях исключение — вариант негодный. Но разработать для российских школ систему критериев оценки проблемного поведения и ненасильственных, некарательных, не противоречащих закону мер его пресечения давно необходимо. Еще более необходима национальная система помощи детям с проблемным поведением — с участием медиков, психологов, социальных педагогов и правоохранительных органов. Что могут родители Не делать из ребенка готовую жертву. «Каждую осень у нас в школе с десяток случаев, когда мамы заставляют мальчиков 2—4-х классов ходить в колготках, иногда еще и розовых в цветочек. Переодеваются на физкультуру — весь класс потешается, — рассказывает Евгения Пайсон. — «Не все ли тебе равно, — говорят родители. — Не обращай внимания». Но родители должны понимать: у детей начинается стадия социализации, когда мнение ровесников важнее мнения взрослых. Надо представлять правила поведения в коллективе и не вынуждать ребенка идти поперек. Еще одна вредная позиция — «ты должен быть выше их, они быдло, а ты из интеллигентной семьи». Поддерживать самооценку ребенка. Не унижать его, не изводить критикой. У ребенка не должно быть ощущения, что он заслужил плохое обращение с ним. Ребенка с нормальной самооценкой травить неинтересно: не ведется. «Травят обычно тех, у кого какая-то явная инакость сочетается с острой реакцией на оскорбление. Как с неваляшкой: ребенок ее толкнул — она зазвенела, закачалась — интересно! А если она не реагирует — ее быстро бросят: скучно», — говорит Евгения Пайсон. Распознать, что ребенок в беде. Заметить признаки травли (подавленность, раздражительность, нежелание идти в школу или выходить из дома, синяки, грязь на одежде, порванные вещи, просьбы купить новые ручки, пенал, тетради, учебники, «потери» карманных денег, участившиеся жалобы на плохое самочувствие, плохой сон). Добиться доверия. Выслушать. Не пропускать мимо ушей повторяющиеся жалобы, даже если они кажутся несущественными. Правильно реагировать самим. В российских детях воспитывают понимание, что никто их проблем решать не будет: разбирайся сам, не жалуйся, дай сдачи. Особенно плохо мальчикам: им нельзя плакать, проявлять слабость, а надо драться. На самом деле — если ребенок сам не может справиться со своей проблемой, он имеет полное право обратиться к взрослому и попросить о помощи, это не донос, а самозащита. Травля — не закаляет. Ребенок должен знать: он не виноват в том, что его обижают. Его гнев и боль — законны и понятны. Вы любите его и готовы помогать. И ваша помощь его не подставит. Научить ребенка правильно реагировать. Американский психолог Иззи Колмен, автор пособия «Как без особого труда добиться, чтобы тебя перестали дразнить и травить» (русский перевод есть в интернете), подробно объясняет ребенку, почему важно спокойно реагировать на попытки вывести его из себя, как не доставить обидчику удовольствия, ради которого вся жестокая игра и затевается. Советует не пытаться останавливать сплетни, не лезть в драку, не мстить, сохранять чувство юмора. Евгения Пайсон рассказывает случай из практики: «Девочку дразнят «рыжая-ржавая»: шепчут вслед, пишут на доске. Она бросается в драку, рыдает, стирает слова, они появляются опять. Как только она научилась отвечать, что она и так модно рыжая, а другим придется за деньги краситься — за пару недель стихло, а потом совсем ушло». Родители обычно учат «врезать». Иногда это помогает, но решение это не универсальное. Степень угрозы может быть разной: в одном случае достаточно игнорировать обидчика, в других надо спасаться бегством. Задача семьи — не в том, чтобы любой ценой научить подрастающего человека утверждать свою правоту кулаками. А в том, чтобы научить его строить отношения с другими людьми, понимая их и себя. Первая помощь Самое главное — ребенок. Утешить, согреть, дать понять, что вы поможете. Возьмите у невропатолога или клинического психолога справку, если психическое состояние не позволяет ему ходить в школу. К психологу обязательно нужно вести, если ребенок очень подавлен: статистика утверждает, что среди жертв травли высок уровень самоубийств. Затем говорить с учителем: спокойно, без криков и угроз. Bullying UK советует: спросите, как ребенок уживается с другими, конфликтует ли, не одинок ли, не исключают ли его из игр, бывает ли, что с ним никто не хочет сидеть вместе. Спросите, какое решение может предложить учитель. Если знаете, что к ребенку обычно пристают в гардеробе или туалете и там можно поймать мучителей с поличным, — скажите. Не достигли понимания с учителем — пишите заявление директору, копию оставьте себе. Если в школе уверяют, что не могут всех контролировать, — скажите, что вы не требуете полного контроля, вас интересуют только ваш ребенок и его мучитель. Требуйте ограничивать их контакты, применять к обидчику воспитательные меры. Говорить с родителями обидчиков лучше через посредство школы. Контролируйте себя, не угрожайте, не пытайтесь мстить. Когда за месть берутся папы пострадавших, это иногда кончается судебными приговорами за нанесение телесных повреждений несовершеннолетним. Очные ставки ребенка с обидчиками не нужны. Принудительные извинения с фигой в кармане тоже. Если травля переходит от тычков и кличек к избиениям — решения переходят в уголовную плоскость. Берите справку у врача и психолога (чтобы оправдать пропуск занятий и задокументировать ущерб); можно еще по пути в травмопункт зайти к школьной медсестре или завучу и продемонстрировать побои. Копию справки, подтверждающей факт ущерба, прилагают к заявлению на имя директора школы. Такое же заявление подают в милицию. Если в милиции отказываются принять заявление — жалуйтесь в вышестоящую организацию. Британцы, поднаторевшие в судебных тяжбах, рекомендуют сохранять свидетельства, которыми можно доказать травлю: дневники ребенка и родителей, письма в школу, медицинские справки, все это нужно хранить. Не давайте себя запугивать. И не бойтесь доводить дело до суда: безнаказанность — лучшая почва для насилия.
Инф.psychologov.net Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Herbata i jej korzyści dla organizmu: fakty naukoweHerbata to jeden z najpopularniejszych napojów na świecie i od tysięcy lat wykorzystywana jest nie tylko do gaszenia pragnienia, ale także w tradycyjnej medycynie Чай та його користь для організму: наукові фактиЧай є одним з найпопулярніших напоїв у світі, і вже протягом тисячоліть він використовується не лише для втамування спраги, а й у традиційній медицині Dlaczego spanie na lewym boku jest dobre dla zdrowiaSen jest ważną częścią naszego codziennego życia, a sposób w jaki śpimy może mieć znaczący wpływ na nasze zdrowie fizyczne i psychiczne Warum das Schlafen auf der linken Seite gut für die Gesundheit istSchlaf ist ein wichtiger Teil unseres täglichen Lebens und die Art und Weise, wie wir schlafen, kann einen erheblichen Einfluss auf unsere körperliche und geistige Gesundheit haben Чому сон на лівому боці корисний для здоров’яСон є важливою частиною нашого повсякденного життя, і те, як ми спимо, може мати значний вплив на наше фізичне та психічне здоров’я |
|||||||||
|