Развитие мозга не останавливается в детском возрасте. Мозг продолжает развиваться и обрастать новыми клетками и связями еще долго – но и спад начинается гораздо раньше, чем принято считать.
В утробе матери: Растут клетки головного мозга
Клетки мозга начинают развиваться задолго до того, как новорожденный сделает первый вздох – практически с самого зачатия. И у новорожденного насчитывается уже 100 миллиардов нейронов, что означает, что прирост клеток мозга эмбриона составляет примерно 250 тысяч новых нейронов в минуту.
Новорожденный: Мозг создает новые связи и нейроны
У новорожденного размер мозга составляет примерно 60% от мозга взрослого человека. При рождении миелин - жирное вещество, которое изолирует отростки нейронов мозга, чтобы сигналы могли двигаться быстрее - находится вблизи спинного мозга. Эта область мозга отвечает за основные функции, такие как дыхание, питание и контроль сердечного ритма. Размер мозга новорожденного составляет примерно 330 см3, а к трехмесячному возрасту почти удваивается в объеме.
Ребенок ясельного возраста: Мозг растет и избавляется от «хлама»
К трехлетнему возрасту мозг ребенка составляет уже примерно 80% мозга взрослого человека по своему объему и количеству нейронов. И он уже более развит, чем мозг любого другого живого существа на планете. А вот синапсов (связей между нейронами) у ребенка этого возраста вдвое больше, чем у взрослого. Продолжая совершенствоваться, мозг «обрубает» ненужные и неиспользуемые связи из этого количества и концентрируется на улучшении тех, которые действительно нужны.
Дошкольник: Мозг учится на жизненном опыте
Годы, предшествующие пятилетнему юбилею ребенка, являются частью «критического периода» развития. На этом этапе опыт напрямую формирует связи между нейронами, приспосабливаясь к условиям окружающей среды. С одной стороны, это означает, что отрицательный опыт может навсегда оставить психологический шрам на ребенке. Но, с другой стороны, это свидетельствует о том, что программы раннего вмешательства и усилия по преодолению последствий травматического опыта наиболее эффективны, чем в любом другом возрасте.
Подросток: Мозг только учится принимать правильные решения
Мозг подростка аналогичен мозгу взрослого по размеру, но не по развитию. В этом возрасте наш организм переводит выработку миелина из задних долей мозга (которые отвечают за самые основные функции) в передние доли (которые имеют более сложные схемы). Последняя область, которая должна быть полностью миелинизирована, - это лобная доля, которая важна для принятия решений, контроля импульсов и эмпатии. Тогда как лобная доля взрослого человека может понять, что человек подвергается давлению или рискам, и знает, когда говорить «нет», подростки пока не развили этого навыка. Это похоже на Феррари со слабыми тормозами: мозг научился разгоняться, но не тормозить. Родители могут рвать на себе волосы от плохих решений подростка, но все, что им остается, это проявлять терпение и давать указания: пока зреют лобные доли, подростки только учатся делать правильный выбор и принимать верные решения в той или иной ситуации.
20-30 лет: Развитие переходит в спад
Вы будете продолжать формировать и уничтожать синапсы и клетки мозга всю свою жизнь, но, к тому времени, когда вы подойдете к середине или концу своего второго десятка, развитие лобных долей вашего мозга, которые вам нужны для здравомыслия, наконец закончилось полной и безоговорочной «миелинизацией». Есть и один потенциальный недостаток в окончательном развитии вашей лобной доли: теперь могут неожиданно возникнуть психические заболевания, такие как шизофрения или тревожное расстройство. От 60 до 80 процентов людей с серьезными аффективными расстройствами узнают свой диагноз как раз между 18 и 25 годами.
30-40 лет: Учиться становится труднее
К началу третьего десятка лет наш мозг замедляет производство нейронов и синапсов, да и отсекает ненужное уже не в том объеме. Усваивать что-то новое становится труднее. Именно поэтому вам нужно усердно учиться и постигать основные профессиональные навыки до того времени, когда вы достигнете своего 30-летнего возраста. Но «окно возможностей» еще не полностью закрыто – ваши привычки, рацион и образ жизни могут как продлить полноценно умственные годы на десятилетия, так и сильно сократить их. Выбор за вами.
50 лет: Память начинает подводить
Большинство людей после 50-ти начинают замечать, что их память в определенные моменты начинает «пробуксовывать». Начинаются пробуксовки с кратковременной памяти, и это абсолютно нормально. Можно, конечно, временами и пошутить про «ранний маразм», но не стоит забывать, что около 5% случаев болезни Альцгеймера имеют раннее начало, поэтому не игнорируйте симптомы, которые могут стать признаком серьезной потери памяти.
60-70 лет: Нейронные связи теряются быстрее, чем создаются
Один из десяти взрослых в возрасте 65 лет и старше заболевает болезнью Альцгеймера. Причины этого не совсем ясны, но известно, что, когда мы стареем, наши мозговые клетки и синапсы истощаются. Пропадают нейронные связи, и сигналы попросту не доходят. Вы смотрите на объект и вдруг больше не можете назвать его, потому что не можете подключиться к той части мозга, где было сохранено название. Риски старческой деменции зависят от наследственности и образа жизни, но, в любом случае, после 65 лет риски удваиваются каждые пять лет.
80 лет: Здравствуй, Альцгеймер?
К 80-летнему возрасту ваши шансы столкнуться с возрастной деменцией примерно 50/50. Это не значит, что ваша судьба предопределена: в то время как генетика играет определенную роль, сохранить ясность ума вам может помочь активизация мозга с помощью интеллектуальных нагрузок и общения. Один из самых сильных эффектов на стимуляцию памяти оказывают и аэробные тренировки – для стимуляции работы мозга достаточно 20-минутной аэробики в день. В любом случае, чтобы поддерживать жизнеспособность мозга необходимо и в глубокой старости стараться сохранять активность, как умственную, так и физическую.
Автор: Марина Аль-Рабаки
Источник: https://www.myjane.ru
Ключевые слова: