30.09 - 11:55

Фтор улучшил транспортный слой перовскитных солнечных батарей


 

Химики из Южной Кореи модифицировали популярный материал для транспортного слоя в перовскитных солнечных батареях. Оказалось, что замена водорода в ароматических фрагментах на фтор помогают улучшить транспорт дырок и сделать слой более гидрофобным, в результате чего солнечный элемент становится одновременно эффективнее и стабильнее. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Солнечные элементы на основе смешанных галогенидов свинца со структурой перовскита — самая динамично развивающаяся область фотовольтаики. Первые элементы, полученные в 2009 году, демонстрировали эффективность всего в 3,9 процента, но за десять лет эффективность поднялась до 25 процентов. Ученые считают, что это не предел, и возможно получить перовскитные солнечные элементы с эффективностью до 30 процентов. Сейчас основные усилия ученых сосредоточены на повышении стабильности перовскитных материалов и устройств — пока их время жизни недостаточно для коммерциализации.

Чтобы повысить эффективность и стабильность, ученые ищут оптимальный состав всех частей солнечного элемента, причем не только самого перовскита, но и так называемых транспортных слоев. Эти слои располагаются сверху и снизу от активного перовскитного слоя и обеспечивают разделение носителей заряда: энергетические электронные уровни подобраны так, что один слой пропускает только электроны, а другой — только дырки (квазичастицы носителей положительного заряда в полупроводниках). Для электрон-транспортного слоя используют несколько различных вариантов: диоксид титана обладает большей стабильностью, а различные производные фуллерена можно наносить в более мягких условиях. В то же время в качестве дырочно-транспортного слоя в большинстве работ используется одно и то же соединение — Spiro-OmeTAD. Этот вариант транспортного слоя был впервые предложен еще в 1998 году, причем не для перовскитных солнечных элементов, а для так называемых ячеек Гретцеля — солнечных батарей, сенсибилизированных красителем. Для перовскитов это соединение нельзя назвать идеально подходящим как с точки зрения транспортных характеристик, так и с точки зрения стабильности. Однако все попытки найти Spiro-OmeTAD замену оказывались неудачными: если удавалось повысить стабильность солнечного элемента, то одновременно понижалась эффективность, и наоборот.

Ученые под руководством Чан Док Яна (Changduk Yang) из Ульсанского Национального Института наук и Технологий (UNIST) пошли другим путем: попробовали модифицировать Spiro-OmeTAD, заместив по одному атому водорода в его бензольных фрагментах на фтор. Введение фтора производили не в готовом Spiro-OmeTAD, а на ранних стадиях его синтеза, используя замещенный пара-бромметоксибензол. (Интересно, что при синтезе как обычного таки замещенного Spiro-OmeTAD используют C-N сочетание по Бухвальду-Хартвигу (авторов этой реакции Стивена Бухвальда и Джона Хартвига называют возможными кандидатами на получение Нобелевской Премии в 2020 году). Авторы работы получили два разных соединения, которые отличались положением фтора в бензольном кольце: Spiro-mF, в котором фтор находится в мета-положении (через один атом) по отношению к атому азота и Spiro-oF со фтором в орто-положении (на соседнем атоме).


Jeong et al. / Science, 2020

Поделиться

Модификация дырочно-транспортных слоев заметно улучшила эффективность солнечных элементов: ячейки со стандартным Spiro-OmeTAD показали эффективность в 23,44 процента, ячейки со Spiro-oF — 24,58 процента, а ячейки со Spiro-mF — 24,82 процента. Причин у такого улучшения, по все видимости, несколько. Во-первых, введение электрон-акцепторного атома фтора понизило положение высшей занятой молекулярной орбитали, которая участвует в экстракции дырок. Как показывают квантово-химические расчеты и метод циклической вольтамперографии, в случае Spiro-mF это понижение оказалось сильнее, чем в случае Spiro-mF, поэтому и разница в эффективности была заметнее. Кроме того, модификация фтором увеличила подвижность дырок в транспортном слое. В этом случае чемпионом также оказался Spiro-mF. Теоретические расчеты указывают, что дело в более плотной упаковке молекул Spiro-mF, которое обусловлено нонковалентными межмолекулярными взаимодействиями между фторными фрагментами. В случае Spiro-oF атомы фтора расположены иначе, и наоборот, мешают молекулам сближаться, в результате упаковка молекул в слое становится менее плотной, а движение носителей заряда — затрудненным.
Солнечные элементы со фторированным Spiro-OmeTAD также оказались существенно более стабильными. В частности оба модифицированных образца выдержали 500 часов хранения в условиях высокой влажности, сохранив 87 процентов исходной эффективности — эффективность контрольного образца с обыкновенным Spiro-OmeTAD уменьшилась в полтора раза. В данном случае главная причина в высокой гидрофобности, которая характерна для многих фтор-органических соединений. Присутствие атомов фтора создает кинетический барьер, замедляющий проникновение воды и кислорода внутрь солнечного элемента.

Над коммерциализацией перовскитных солнечных элементов работает множество научных коллективов по всему миру. Помимо недостаточной стабильности существует и другая проблема, требующая решения — потенциальная возможность утечки свинца. На прошлой неделе мы писали про китайских и американских химиков, которые добавили в перовскитный солнечный элемент дополнительный слой из металл-органических каркасов. Такой слой не пропускает воду и кислород внутрь, а свинец — наружу, делая солнечный элемент стабильнее и безопаснее в эксплуатации. Есть и более радикальный способ — заменить весь свинец в структуре перовскита на олово. «Оловянные» перовскиты во многом похожи на свинцовые, правда стабильность у них пока совсем невысокая — дело в том, что олово склонно окисляться, переходя из степени окисления +2 в степень окисления +4. Сейчас ученые пытаются понять, можно ли предотвратить окисление олова в таких материалах — например, японские химики предложили добавлять в перовскитный слой наночастицы олова в степени окисления 0, и сумели существенно замедлить этот процесс.

Наталия Самойлова

https://nplus1.ru/

Ключевые слова:
Читайте также:

Математична функція для діагностики захворювань мозку: Нові можливості наукового дослідження

У дослідженні, проведеному відомими вченими, було розроблено і впроваджено нову математичну функцію, яка дозволяє діагностувати різні захворювання мозку.
Подробнее »»

Wissenschaftliche Forschung ermittelt das optimale Alter für eine Schwangerschaft

Eine von Experten auf dem Gebiet der Geburtshilfe und Gynäkologie durchgeführte wissenschaftliche Studie ergab, dass das optimale Alter für die Empfängnis eines Kindes aus Sicht der Gesundheit von Mutter und Kind zwischen 20 und 35 Jah
Подробнее »»

Badania naukowe określają optymalny wiek na zajście w ciążę

Badania naukowe przeprowadzone przez specjalistów z zakresu położnictwa i ginekologii wykazały, że optymalny wiek na poczęcie dziecka z punktu widzenia zdrowia matki i dziecka wynosi od 20 do 35 lat.
Подробнее »»

Научное исследование определяет оптимальный возраст для беременности

Научное исследование, проведенное экспертами в области акушерства и гинекологии, установило, что оптимальный возраст для зачатия ребенка с точки зрения здоровья матери и малыша – от 20 до 35 лет.
Подробнее »»

Scientific research determines the optimal age for pregnancy

A scientific study conducted by experts in the field of obstetrics and gynecology established that the optimal age for conceiving a child from the point of view of the health of the mother and baby is from 20 to 35 years.
Подробнее »»

bigmir)net TOP 100 Яндекс.Метрика

При использовании информации в печатном или электронном виде ссылка на www.neboley.com.ua обязательна.
Интернет–издание не несет ответственность за достоверность информации, размещенной в разделах народной медицины. Предупреждаем, прежде чем воспользоваться рецептами нетрадиционной медицины обязательно посоветуйтесь с врачом.
За содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.

Электронная почта портала: info@neboley.com.ua