|
|||||||||
|
|
||||||||
29.01 - 02:10
Гуси спасли Рим, а апельсины - ОдессуСудьба не баловала город с момента его рождения. Ведь обстоятельства складывались так, что Хаджибей мог так и остаться небольшим местечком при крепости, а "Южной Пальмирой" стал бы другой город. Дело в том, что, по мнению некоторых специалистов, одесская морская гавань уступала по своим характеристикам очаковской и николаевской. Но уже в то время Одесса умела лоббировать свои интересы. Партия И. М. Дерибаса, конечно же, преследовала прежде всего свои собственные интересы, но от этого выиграл и город. Я думаю, что такой подход близок к оптимальному, пусть каждый одессит заботится о своих интересах, открывая торговое, производственное и другие предприятия, а выигрывать от этого будут все. Появятся рабочие места, новые здания, дороги и др. И.М. Дерибас, "выбив" финансирование, сделал лишь первый шаг. Предстояло в безлесной местности, при нехватке рабочей силы, в неблагоприятных климатических условиях построить город и порт. Мы же с вами знаем, как часто кредиты, полученные для строительства, пропадали неизвестно куда. Но Одессе и здесь повезло: разворовали не все, осталось еще и на строительство. А строить было что. Ведь Хаджибей состоял в основном из небольших саманных строений, покрываемых на зиму войлоком. Сдерживало строительство и отсутствие строительных материалов, но одесситы нашли выход из положения и здесь. Они спустились под землю и начали пилить "ракушняк", да так активно, что уже скоро в некоторых частях города появились провалы, а руководители города были вынуждены ввести регламентацию в этот процесс, так как в противном случае Одесса провалилась бы под землю. Уже в 1795 г. в порту начали швартоваться корабли, положив начало активной торговле строящегося города. Были заложены фундаменты большого мола, малого жете, эллингов и верфи, двух пристаней для купеческих кораблей. Приступили к строительству карантина, таможни, адмиралтейского магазина, госпиталя, соборной церкви, магистрата и др. Все было хорошо, но в 1797 г. император Павел I, сменивший на троне Екатерину II, запретил финансировать из казны строительство порта и города. Опальная Одесса стала приходить в упадок, а неурожай и землетрясение довершили начатое людьми. Но у нас уже был свой магистрат, которому не была безразлична судьба города. Выражая волю одесситов, он ходатайствовал перед императором о выделении кредита и дозволении продолжить строительство. Коррупции тогда не было, точнее, не было такого слова, а брать на Руси заведено издавна, поэтому для вящей убедительности в прошение "завернули" три тысячи апельсинов для высочайшего двора. Так что, если Рим спасли гуси, то нас - апельсины. Именно поэтому благодарные одесситы поставили памятник этому фрукту (недалеко от Оперного театра) Апельсины оказались качественными, и поэтому Одессе выделили кредит и разрешили "город городить". С восхождением на престол Александра I город так обласкали, что опытные одесситы, знающие черно-белое устройство жизни, говорили, что это не к добру. Но пока брали верх оптимисты - кстати, в Одессе они оказывались правы чаще, чем пессимисты. В отстроенной гавани начали швартоваться суда из всей Европы, они привозили и вывозили зерно, ткани, вино, кофе, лимоны, макароны, железо и многое другое. Город начал богатеть, ну а Вы даже по нашим "новым украинцам" можете видеть, что когда много денег, то их хочется с форсом потратить. "Мерседесов" тогда еще не было, длинноногих секретарш из-за отсутствия акселерации - тоже, но было желание удивить. В городе открылись биржа, банкирские дома, конторы, построили театр, городскую больницу, интенсивно строили жилые дома. "Новые русские" и "старые" дворяне освоили, как сейчас назвали бы, престижный Греческий форштадт, занимавший территорию между Приморским бульваром и ул. Греческой. Это был богатый район с магазинами и роскошными особняками. "Старые русские" заселили Военный форштадт, располагавшийся между ул. Преображенской и Новым базаром. Здесь в так называемых рядах (Кузнечном, Рыбном, Дегтярном, Садовом) селились ремесленники и мелкие торговцы. Сбежавшие от крепостной зависимости и переселенцы из других губерний селились в небольших поселках: Молдаванке, Слободке, Пересыпи. В город начали стекаться капиталы, переселяться богатые купцы, а благодаря тому, что с 1805 г. он еще и стал административным центром Новороссийского края, - и представители высшего общества. На этот период эйфории не оказала отрицательного влияния даже блокада Англии, к которой присоединилась Россия по Тильзитскому договору. В то время, как российская экономика несла значительные убытки из-за нарушения связей с основным торговым партерном, Одесса от этого только выиграла. Английский военный флот, контролируя Средиземное море, разрушил устоявшиеся маршруты транспортировки товаров из Азии в Европу, и они потекли через Одессу. Сработал принцип "куска сала" - то есть когда передаешь сало, то на руках что-то остается. Поэтому город продолжал богатеть, расти и благоустраиваться. Я думаю, что это является хорошей иллюстрацией того, что нас ждет, если заработает транскавказский транспортный коридор. Поэтому мы не должны быть посторонними наблюдателями, а добиваться того, чтобы такой "шелковый путь" появился. Период благоденствия прервала в 1812 г. чума, но Одесса быстро оправилась от постигшего ее бедствия. Этому способствовало и то, что в результате опустошительных войн 1812-1815 гг. сельское хозяйство в Центральной и Западной Европе пришло в упадок. Увеличился спрос на русский хлеб и поднялись цены на него. Казалось бы, что уж здесь заслуги одесситов нет, а только благоприятное стечение обстоятельств, но нужно учесть, что без необходимой инфраструктуры - подъездных путей, складских помещений, причальных сооружений - город и порт не смогли бы переработать значительные объемы зерна. Подтвердилось извечное правило, что везет тем, кто не сидит, сложа руки, а не дуракам, как любит обыграть эту тему наш сказочный фольклор. Поэтому необходимо и сейчас обеспечить эффективную работу порта, пароходства, а не продавать суда за бесценок и не держать их под арестом в портах всего мира. Не пострадала Одесса и тогда, когда сельское хозяйство Европы оправилось от войн и многие страны ввели пошлины на привозной хлеб. Город и порт не только не уменьшили, а даже увеличили объемы перевозимых товаров. Но для этого одесситы добились того, что их город объявили "порто-франко", то есть свободной гаванью, в границах которой разрешалось продавать и хранить импортные товары без обложения пошлиной. Может быть, в современных условиях воспроизвести в абсолютной схожести "порто-франко" невозможно, но создавать благоприятные условия для отечественных и зарубежных инвестиций необходимо. В противном случае вдохнуть жизнь в промышленность города не удастся. И последнее. Одесситов всегда отличало трудолюбие, терпимость и доброжелательность, стремление помочь друг другу в беде и, самое главное, умение с юмором отнестись к неприятностям. Я думаю, лучшего рецепта для сегодняшнего дня не придумаешь.
Источник http://odesskiy.com Ключевые слова:
|
|||||||||
Читайте также:
Tea and its benefits for the body: scientific factsTea is one of the most popular drinks in the world, and for thousands of years it has been used not only to quench thirst, but also in traditional medicine Tee und seine Vorteile für den Körper: wissenschaftliche FaktenTee ist eines der beliebtesten Getränke der Welt und wird seit Jahrtausenden nicht nur zum Durstlöschen, sondern auch in der traditionellen Medizin verwendet Herbata i jej korzyści dla organizmu: fakty naukoweHerbata to jeden z najpopularniejszych napojów na świecie i od tysięcy lat wykorzystywana jest nie tylko do gaszenia pragnienia, ale także w tradycyjnej medycynie Чай та його користь для організму: наукові фактиЧай є одним з найпопулярніших напоїв у світі, і вже протягом тисячоліть він використовується не лише для втамування спраги, а й у традиційній медицині Dlaczego spanie na lewym boku jest dobre dla zdrowiaSen jest ważną częścią naszego codziennego życia, a sposób w jaki śpimy może mieć znaczący wpływ na nasze zdrowie fizyczne i psychiczne |
|||||||||
|